Статья
«Летопись в камне. Николо-Корельский монастырь»

«Летопись в камне.

Николо-Корельский монастырь»:

библиографический обзор

 

 

На Никольском побережье
Храм стоит уж сотни лет.
Знает множество обитель
И страданий, и побед…

Купола пронзают светом
Воздух, небо, облака,
Даже душу, даже сердце –
О! Святая красота!

Сколько мудрого, простого,
Мира, блага и добра,
Монастырь несет потомкам
Сквозь преграды, сквозь века.

Велика задумка Бога:
Храм стал центром сей земли.
Под покровом Николая
Мы живем и в наши дни.

Пусть благими будут лета:
Монастырь чтоб жил и пел,
И людские души светом,
Чтоб объял и обогрел!

Н. Бухдрукер

  «Монах, накинув на голову куколь из черного грубого сукна, вышел из монастыря. Узкая, еле видимая глазу тропинка, вела его. Монах шел, смотря себе под ноги, и о чем-то не перестава думал… На долгие версты простиралось болото. Кое-где росли елочки да сосенки. Они были чахлыми и неразвитыми… Монах не грустил, потому что такая жизнь была ему по сердцу. Его не страшила пустынность и суровость края. ..». Это строки из школьного сочинения десятиклассника Владимира Бородкина, которое он озаглавил «Сказание о поморской земле». Сказание это – о первых насельниках Николо-Корельского монастыря, расположенного сейчас на территории Северодвинска.

 Многое повидал за шесть веков своей истории Николо-Корельский монастырь: набеги скандинавов, пожары и разрушения, подъем и упадок. Пережил монастырь и забвение. Не людское – директивное. Сведений о нем не было ни в классификаторах, ни в справочниках, изданных в годы советской власти.. Ситуация не изменилась даже после получения статуса памятника архитектуры в 1974 году. Причина довольно проста. Все дело в его расположении на территории режимного предприятия. И лишь только объявленная в конце 80-х годов гласность принесла первые конкретные плоды: о монастыре заговорили.

 Почему же волнует северодвинцев судьба монастыря? Так ли уж это важно сегодня – знать историю древней беломорской обители? И почему все активнее ставятся вопросы о его восстановлении?

 С 2004 года Севмаш, на территории которого, расположен монастырь, приступил к поэтапному восстановлению древней обители. Никольский собор получил статус заводского храма, в нем регулярно совершаются богослужения.

 Предлагаем вашему вниманию обзор литературы, посвященный Николо-Корельскому монастырю, который сегодня является одной из достопримечательностей нашего молодого города.

 В книгах, о которых мы расскажем в этом обзоре, раскрывается история зарождения Николо-Корельского монастыря, его становление как православного и просветительского центра на Севере и важного морского торгового порта, а также судьба монастыря в советское и нынешнее время. Все издания вы можете найти в фондах Муниципальной библиотечной системы Северодвинска.

 Булатов, В. Н. Русский Север. Книга третья: Поморье (XVI – начало XVIII в.) / В. Н. Булатов. – Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1999. – 336 с.: ил.

«Край наш людьми русскими стал заселяться в Х веке, а до этого жили здесь племена «чуди белоглазой»». Одно из племен называлось «корелы» и проживало вдоль южного берега Белого моря, занималось охотой и морским промыслом. Оттого и прозывался нынешний Летний берег Белого моря «корельским». Первыми здесь появились новгородские «служилые люди», разведывавшие новые места для рыболовного и зверобойного промысла, а вслед за ними потянулись и «холопы», люди новгородских бояр. Корелы были людьми невоинственными, миролюбивыми, поэтому и «колонизация» обошлась без большой крови.

На волне народного заселения северных земель в лесной глуши создавались кельи, пустыни и монастыри. Наибольшей известностью на Белом море пользовался Николо-Корельский монастырь.

Годом основания монастыря следует считать 1410, а его основателем – «преподобного Евфимия», о котором известно, что он жил среди «корельских детей» на Летнем (южном) берегу Белого моря и «просвещал» их, то есть обращал в христианство.

О том, откуда монастырь получил свое название, кто такая боярыня Марфа Филиппова, которая немало способствовала возрождению монастыря после набегов варягов и пожаров, о том, какую роль сыграл английский мореплаватель Ричард Ченслер в жизни гавани святого Николая рассказывает эта книга.

 

 Духовная пристань поморов. История Николо-Корельского монастыря: статьи, очерки, исследования / сост.: М. Л. Маслова; ред. А. А. Масленников, А. В. Прудникова; Муниципальная библиотечная система, Центр. б-ка им. Н. В. Гоголя. – Архангельск: Изд-во «Правда Севера», 2003. – 300 с.: 16 л. ил.

 

История и судьба тех, кто жил здесь до нас, судьба Николо-Корельского монастыря сегодня волнует и интересует многих. И потому попытка собрать в один сборник многочисленные разрозненные сведения о древней обители была предпринята сотрудниками Центральной библиотеки им. Н. В. Гоголя г. Северодвинска под руководством М. Л. Масловой.

Сведения о Николо-Корельском монастыре достаточно противоречивы: многочисленные пожары, а больше всего, пожалуй, охотники за архивными древностями, плюс небрежение к церковной истории, проявившееся прежде всего в первые годы Советской власти, - все это привело к неизгладимым утратам. Неизвестно, например, точное время возникновения обители: конец XIV века, когда преподобный Евфимий, просветитель карел, пришел на этот берег, тогда и появилась первая церковь; другие считают датой основания монастыря 1410 год.

Как бы то ни было, достоверно сегодня мы знаем одну дату, названную нам Двинской и Новгородской летописями, – 1419 год, когда пришедшие из-за моря норманны «церкви пожгли, а христиан посекли».

Но это не единственная тайна – год рождения монастыря и его возраст. Вокруг него живет множество легенд и преданий.: о новгородской боярыне Марфе, гибели ее сыновей в пучине морской, о судьбах узников монастыря, служившего не только просветителем северных народов, но и надежной царской тюрьмой для еретиков и государевых супостатов. Бывал ли в монастыре Ричард Ченслер, открывший для англичан эту землю? Приходил ли сюда за солью юный Михайло Ломоносов вместе с отцом? А знаменитый кормщик Иван Рябов – служил ли он трудником у местных монахов? Почему монастырь был назван Николо-Корельским? Кото были узники монастыря и кто им управлял в 16-20 веках?

 Северодвинск. Испытание на прочность: очерки. Воспоминания. Исследования: историко-просветительское издание / ред.-сост. А. Масленников, худож. В. Дадыко . – Северодвинск: Изд-во «Правда Севера», 1998. – 477 с., 8 л. ил.

История появления монастырей на Беломорском Севере восходит к XII веку, когда, как полагают, на правом берегу Северной Двины, на урочище Пур-Наволок была основана Михайло-Архангельская монашеская обитель. В течение длительного времени этот монастырь, ставший впоследствии композиционным центром Архангельска, был единственным в крае.

В XIV-XV веках количество монастырей в Поморье растет. Разные люди отправлялись в «пустыни». Были среди них и такие, которые «жаждали тишины и уединения». Но многие искали в отдаленных обителях спасения от тягот эксплуатации.

Самым первым среди беломорских монастырей Севера по времени своего основания считается Николо-Корельский монастырь. В отличие от Соловецкого и Антониево-Сийского монастырей, он был невелик: число монахов в нем редко превышало шесть десятков, вдадений вовне монастырь не имел. Трудно сказать, чем приглянулось его основателям место, где он был построен. «Низкий, затапливаемый во время штормовых наводнений, когда страдали не только бедные посевы вокруг монастыря, но и его постройки. Вокруг болотистая местность с тундровой растительностью». Видимо, привлекала близость моря и связанная с ним возможность рыбного промысла и солеварения.

Как жил монастырь в XV-XVII столетиях, существовало ли здесь крепостничество, каковы были взаимоотношения иноков с жившими на монастырских землях крестьянами? Интересные факты монастырской жизни приводит краевед, ветеран Севмашпредприятия Л. Шмигельский в статье «Перекличка времен», входящей в книгу "Северодвинск. Испытание на прочность".

 Трудовая слава ветеранов – детям и внукам: сборник. Книга третья / Северодвинский городской совет ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов; гл. ред. В. Г. Пушко. – Северодвинск,: ОАО «Северодвинская типография», 2000. - 184 с.

Первое летописное упоминание о Николо-Корельском монастыре относится к 1419 году (в Двинской летописи под 1419) и связано с печальным событием – нападением скандинавов на беломорские берега: «Николаевский Корельский монастырь Мурмане пришедши в числе 600 войною с моря в бусах и шнеках в 1419 году пожгли и чернцов посекли». В результате нападения монастырь был совершенно разорен и долгое время оставался заброшенным.

Свое главное и первое название монастырь получил в честь Святого Николая, считавшегося покровителем всех мореходов, охотников и рыбаков.

Одна из легенд связывает восстановление Николо-Корельского монастыря  с именем Марфы Борецкой, вдовы новгородского посадника Борецкого. В 1471 году Марфа послала своих младших сыновей Антона и Феликса для осмотра обширных беломорских владений семьи. При подходе у устью Северной Двины братья погибли в море при неизвестных обстоятельствах. Лишь на двенадцатые сутки их тела были выброшены на берег как раз вместе заброшенного монастыря. Они были здесь же и похоронены. В их честь и был сооружен храм святого Николая.

Краткий очерк истории Николо-Корельского монастыря с древних времен и до наших дней представлен в книге "Трудовая слава ветеранов – детям и внукам".

Климов, А. И. Небесные покровители города: к 60-летию Северодвинска / А. И. Климов, П. В. Лизунов. – Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1998. – 110 с.: ил.

 

1 мая 1998 года у стен древнего Николо-Корельского монастыря, расположенного на территории закрытого предприятия «Севмаш», впервые после десятилетий забвения был отслужен водосвятный молебен в День памяти преподобных Евфимия, Антония и Феликса Карельских. Еще одну страничку истории монастыря, рассказывающую о святых покровителях обители, открывает книга

 Историю Николо-Корельского монастыря, древней православной обители на Летнем берегу Белого моря, описывают лишь монастырские хроники, относящиеся к XIX веку, да несколько современных историко-архивных статей. Выяснилось, что о святых монастыря Евфимии, Антонии и Феликсе Карельских известно очень мало. Столь же мало достоверных исторических сведений сохранилось и о Марфе Борецкой, матери Антония и Феликса и покровительнице монастыря.

     Авторы постарались восполнить этот пробел и объединили в одной книге все доступные материалы, рассказывающие о преподобных Евфимии, Антонии и Феликсе и о Марфе Борецкой..

 Книга интересна еще и тем, что в ней впервые публикуются и анализируются все имеющиеся источники: рукописные, печатные, устные о святых монастыря в хронологической последовательности, а также их изображения.

Петрушин, В. А. На берегах Двины и Кудьмы: краткий исторический очерк / В. А. Петрушин. – Архангельск: ОАО «ИПП «Правда Севера», 2004. – 195 с.: ил.

 

О судьбе первого монастыря на берегу Белого моря и рассказ «Судьба обители»  в книге В. А. Петрушина «На берегах Двины и Кудьмы». Здесь вы найдете сведения об архитектурных особенностях монастырских построек и их внутреннем убранстве на протяжении всей истории существования обители.

 

 Говорят, не хлебом единым жив человек. Сегодняшние юные интересуется своими корнями. Это видно из школьных сочинений. Молодежь хочет понять, кто они и откуда их истоки, правильно ли они живут на родной земле. Не отсюда ли их стремление восстанавливать и строить храмы. В том числе – в собственных душах. А хорошая книга, прочитанная вовремя – важный шаг к обогащению души и сердца.

 Подготовила: Бунина Л. И., ведущий библиограф

Дата публикации: 11 Июня 2020 14:47
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста, делайте на него ссылку.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.