Статья
Растим книгочея. Родителям о детском чтении

// Растим книгочея: тематическая подборка материалов / автор-сост. Л. И. Бунина. - Северодвинск, 2014. 0 48 с. 

·         Чтение должно с самого начала соединяться только с чувством удовольствия. Никаких даже мыслей о репрессиях. Ни в коем случае не заставлять и не уговаривать – ах, прочитай еще хоть одну строчку. Придумывайте любые маневры, любые игры, но ребенок должен сам захотеть читать, хоть и не сразу понимает, о чем это он все-таки прочитал. ( О психологических маневрах позже).

·         Радуйтесь каждому прочитанному слову ребенка, понимая, что это действительно его маленькие победы.

·         Не привлекайте его внимание к ошибкам в чтении, постарайтесь их поправлять самым незаметным образом, а если можно обойтись без этого, то и вовсе не поправляйте.

·         Берите для первого чтения только подходящие книжки - яркие, с крупными буквами, где много картинок и самое главное, яркий сюжет, за которым интересно следить.

Методы привлечения детей к чтению:

 1.Метод Кассиля.

     Этот метод годится для ребенка, который читает уже достаточно свободно, но читать не любит, и фактически все равно находится на этапе продвинутого технического чтения. Выбирается интереснейший текст с ярким сюжетом и родитель читает ему, вдруг останавливаясь на самом интересном месте, а потом у отца (матери, у всех домашних) категорически уже нет времени на чтение ребенку. Ребенок без особого энтузиазма берется за книгу, в надежде, что все-таки кто-то сжалится, и прочитает ему, убили все-таки или нет главного героя. Домашние тут же расхваливают ребенка за желание читать, и читают все-таки с ним вместе - строчку ты, две строчки я. И так далее. Навык из технического по мере укрепления переходит в содержательный. 

2.Метод Искры Даунис (детского психолога) 

Однажды ребенок просыпается и находит под подушкой письмо от Карлсона, где он всего в двух крупных строчках сообщает ему, что его любит и хочет с ним дружить, а подарок для него находится там-то и там то. Подарок в нужном месте находится. Ребенок подозревает игру, но очень все же радуется. На следующее утро еще одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как он дергал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днем письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребенка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

3.Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги) 

Ребенку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведет и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребенок получает в ознаменование радостного момента. Чтение - радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берется за книгу. Если ребенок плохо себя ведет, книгу читать нельзя. Правда, родился этот метод, когда дети начинали читать Книгу (священную книгу).

4.Метод неграмотной татарской женщины.

Это длинная история о том, как в классе для особо одаренных детей был замечательно одаренный ребенок, мать которого плохо говорила по-русски ( а насчет читать я просто и не знаю). Известно только, что ей на центральном телеграфе доверяли только перевязывать бечевкой бандероли, все остальное считалось уже работой, требующей уже более высокой квалификации, чем была у нее.

     Мальчик в четыре года освоил буквы, но читал, естественно, плохо и только для публики. У этой неграмотной мамы была, видимо, фантастическая интуиция.. Мать зарабатывала очень мало и они, естественно, сидели чуть ли не на одной картошке. Так вот, она каждый день просила сына помочь ей – когда она чистит картошку, что-нибудь почитать ей. Тогда - объясняла она сыну - ручки меньше болят. Сын охотно соглашался. И вот мать идет чистить картошку, а сын садится на маленькую табуреточку и читает.

Плохо еще читает и видит слезы у матери, - ты чего мама, плачешь?
- Я вот сынок, неграмотна, а ты будешь, ученый и много книжек прочитаешь. 
- Да, мама. Я буду ученым.

И так три раза в день. Мальчик каждый раз спрашивал мать, когда пойдем картошку чистить, когда я буду читать, чтобы у тебя ручки не болели. В пять лет они пошли в областную детскую библиотеку. А сейчас сын стал очень хорошим математиком. А как эта неграмотная женщина развивала у него ярчайшие математические способности - это уже отдельная история».

Ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Когда читать?
- как только ребенок родится;
- выделять несколько минут, но каждый день;
- выбирать время, когда ребенок в хорошем расположении духа;
- приучать ребенка «ждать» время для чтения;
- читать в любом месте;
- утешать ребенка, показав красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?
- выбирать удобное и уютное место;
- читать малышу наизусть стишки, которые вам самим запомнились с детства;
- находить книги, которые можно дать ребенку подержать в руках;
- рассматривать книжки и картинки;
- читать с «выражением»;
- давать возможность ребенку самому «выбрать» книгу;
- перечитывать любимые книги.

 А теперь более подробно по некоторым наиболее важным советам от библиотекарей и психологов о том, как привить ребенку любовь к чтению.

1.РАЗГОВАРИВАЙТЕ, ПОЙТЕ И ИГРАЙТЕ С РЕБЕНКОМ.

2. ВЫДЕЛЯЙТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ КАЖДЫЙ ДЕНЬ.   

3. ВЫБИРАЙТЕ КНИГИ ВМЕСТЕ С РЕБЕНКОМ.

4. ОКРУЖИТЕ РЕБЕНКА МАТЕРИАЛАМИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ.

5. МЕДЛЕННО И С УДОВОЛЬСТВИЕМ.

6. ЧИТАЙТЕ СНОВА И СНОВА.

7. ЧИТАЙТЕ ВЕЗДЕ И ВСЕГДА.

8. НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ЧИТАТЬ.

9. ПОКАЗЫВАЙТЕ РЕБЕНКУ СВОЮ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ В ЕГО ЧТЕНИИ.

Все это не сложно. И если вы последуете нашим советам, то, незаметно для себя, воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!

      Какой метод из выше описанных выбрать, решать вам, родителям, учитывая способности и индивидуальные особенности вашего ребенка.  Важно помнить, что каждый урок чтения – это урок новых открытий не только для ребенка, но и для родителей. И происходит это в постоянном общении, сотрудничестве.   (Источник: www.nsportal.ru)

!!! Несколько советов для родителей тех детей, которые не любят читать:

1. Даже если вы купили целую стопку правильных книг, не выкладывайте все сразу перед ребёнком — объём предстоящей работы может испугать и отвернуть его от чтения вообще.

2. Заведите читательский дневник, в котором вы будете записывать не только названия и авторов, но и рисовать героев, отмечать, насколько понравилось произведение. 

3. Разложите книжки в комнате ребёнка. Возможно, он просто не видит книжек за стеклянными дверцами шкафов. Видели мы такую картину. Родители жаловались, что ребёнок не хочет читать, всё время проводит за компьютером. Что же мы выяснили, придя к ним домой — полки с книгами родители разместили под потолком, книги сложили стопками так, что захоти ребёнок почитать, ему надо влезть на стол и ухитриться достать книжку так, чтобы остальные не упали ему на голову. Зато компьютерный стол, обрамлённый полочками с дисками, сразу приглашает ребёнка в свои объятия. Вот так, зачастую, даже от интерьера зависят привычки и желания ребёнка.

4. Постарайтесь сделать чтение полезной привычкой. Читать немного, но регулярно. Сделайте из этого традицию, своеобразный ритуал. Это могут быть ежевечерние чтения в кругу семьи или чтение перед сном. 

5. Измеряйте скорость чтения (количество прочитанных слов в минуту), покажите ребёнку повышение скорости при регулярном чтении. Проведите аналогию со спортом: не тренируешься — теряешь навык и форму.

6. Если у вас несколько читающих детей, устраивайте конкурсы, но не на то, кто больше прочитает (естественно, старший ребёнок способен на большее), а на регулярность, на картинку к прочитанному или пересказ. Если ребёнок один, сами соревнуйтесь с ним. И пусть победителями будут все! 

Не пугайтесь, всё это придётся вам делать не всегда, а лишь вначале, чтобы завлечь и заинтересовать ребёнка чтением. Если всё сделать правильно, то настанет прекрасный день, когда, заглянув в комнату ребёнка, вы увидите его склонившим голову над книгой. И без всяких призов, конкурсов и контролёров
(Источник: www.kontinent.org)

ВАЖНО ПОМНИТЬ!!!     Лучшее время для воспитания любви к чтению – ЛЕТО!!!

Помните, что чтение должно быть интересным занятием. Летний школьный список произведений нередко воспринимается детьми как скучное домашнее задание, которое лишь отнимает время. Именно поэтому ребенок может посчитать глупым и неинтересным любой рассказ или повесть просто потому, что они были заданы на дом. Постарайтесь разрушить этот неприятный стереотип, внушить ребенку, что книга – это великая ценность, на самом деле не связанная со школой. Ни в коем случае не заставляйте малыша читать силой и тем более не наказывайте, поскольку так вы только отобьете интерес и любовь к книгам.
Заведите особый «книжный ритуал», который будет нравиться ребенку. Например, каждый вечер в определенное время вы можете сесть на удобный диван, поставить на журнальный столик какао, чай или горячий шоколад, с комфортом устроиться и вместе почитать. Читайте по очереди, особенно если ребенок быстро устает и предпочитает слушать, а не говорить. Никогда не превращайте чтение книг в наказание – наоборот, если ребенок сильно провинится, вы сможете лишить его уютного совместного вечера с вкусным чаем и книгами
.  (Источник: www.ladydiary.ru›; www.kakprosto.ru)

Также можно привести несколько полезных рекомендаций и замечаний:

1. Если ребенку не понравилась выбранная вами книга, не считайте себя обязанными дочитать ее до конца, берите другую и так до тех пор, пока не найдется такая, которая захватит вашего ребенка.

2. Чтение даже самой интересной книги может утомить ребенка. Как только он начал зевать или отвлекаться, делайте перерыв. Если вы заметили, что его больше увлекает действие, а длинные описания навевают скуку, смело опускайте их. Ваша задача - привить любовь к чтению, а не способность осилить книгу до конца любой ценой. Вы ведь и сами бросаете читать книгу, которая вам неинтересна.

3. Не забывайте постоянно хвалить ребенка, даже за самые маленькие успехи и обязательно находите для него приятные слова после каждого сеанса чтения.

4. Даже если за лето вам удалось совершить подвиг, и теперь ваше чадо не воротит нос от книжек, находите и в учебном году время, чтобы вместе почитать книгу. Согласитесь, любое дело приятней и веселей делать в компании.

5. В таком важном деле, как любовь к печатному слову, необходим личный пример. Если в доме нет ни одной книги, а родители все свободное время проводят у телевизора, вряд ли ребенок будет активным книгочеем. Но даже в читающей семье может вырасти равнодушный к книгам ребенок. И как бы ни любили читать в вашей семье, учтите, малыша все равно, придется терпеливо и направленно приучать к чтению.

Однако!!!

    Всегда помните также и о том, что у ребенка есть право не читать. Французский писатель и педагог Даниэль Пеннак в своих книгах «Как роман»,«Фея карабина»,«Маленькая торговка прозой» первым сформулировал неписаные права читателя:

1.      Право не читать.

2.      Право перескакивать через страницы.

3.      Право не дочитывать до конца.

4.      Право перечитывать.

5.      Право читать, что попало.

6.      Право читать, где попало.

7.      Право на вживание в образ.

8.      Право читать с любой страницы.

9.      Право читать вслух.

10.  Право молчать о прочитанном.

Со списками наиболее интересных и полезных книг для детей 7-11 лет, как для самостоятельного, так и для семейного чтения, Вы сможете познакомиться в библиотеке "Кругозор".

Дата публикации: 10 Июня 2014 18:27
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста, делайте на него ссылку.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.