Статья
ОАО "ЦС "Звёздочка"

"Звездочка"

Центр судостроения «Звездочка» - крупнейшая судостроительная и судоремонтная верфь, расположенная в устье реки Северной Двины, на о. Ягры. Построено в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 09.07.1946 года. Предназначено для ремонта подводных лодок, больших охотников, эсминцев, крейсеров ВМФ. 
Председателем правительственной комиссии, руководившим изыскательскими работами и выбором места под строительство завода №893 (так тогда он именовался), был Т.В. Сафронов, который впоследствии стал первым директором завода. О результатах работы он сделал доклад на заседании Правительства СССР. Строительство завода в первые послевоенные годы было связано с большими финансовыми и материально-техническими трудностями. 
В 1954 году к причалу нового завода встал для ремонта и переоборудования под плавучую базу для подводных лодок ледокольный пароход «Прончищев». С выполнения этого заказа началась трудовая биография «Звездочки». 
В 1956 году директором заводы был назначен Г.Л. Просянкин. В 1956-60 гг. получен первый опыт судостроения: построены плавучий док (проект 764), четыре нефтеналивные речные баржи, корпус речного буксира, велось серийное строительство плавучих металлических разборных причалов ПРП-52. 
В 1959 году специальным правительственным постановлением поставлена задача освоения ремонта атомных подводных лодок (АПЛ), намечены широкомасштабные меры по строительству новых цехов, специальных объектов, жилья для работников предприятия. Спустя год завод был отнесен к числу важнейших строек страны. Быстрыми темпами возводились корпуса производственных зданий, жилые дома, объекты социально-бытового назначения, прокладывались энергокоммуникации. 
В 1962 году к причалу завода пришли первые АПЛ. В 1964 году завод сдал АПЛ с заводским номером 902. Атомный подводный ракетоносец был не только отремонтирован, но и переоборудован по проекту 658М, установлен новый ракетный комплекс с подводным стартом ракет. Это вторая в отечественном судостроении АПЛ, которая могла стрелять баллистическими ракетами из-под воды. Завод постепенно становился признанным лидером в освоении новейших технологий переоборудования, ремонта АПЛ.
 С 1963 года еще одним важным направлением деятельности завода стало производство гребных винтов. Но крупнейшим в России их поставщиком он стал лишь после ввода в эксплуатацию в декабре 1974 года специализированного цеха гребных винтов. 
В 1967 году получено новое ответственное задание правительства: выполнить ремонт и модернизацию первого в мире атомного ледокола «Ленин», в т.ч. заменить атомную энергетическую установку на более совершенную и мощную. Работа была завершена в сжатые сроки и с высоким качеством. 
В 1966-70 гг. предприятием «Звездочка» переоборудованы и модернизированы 27 подводных лодок, из них 12 с атомными энергетическими установками. В 1970 году отремонтирована и модернизирована АПЛ проект 675, оснащенная крылатыми ракетами. 
В период с 1972 по 1992 гг. директором «Звездочки» работал А.Ф. Зрячев. 
«Звездочка» также является головным предприятием России по утилизации АПЛ, которую выполняет с 1977 года. 
В 1980-е гг. «Звездочка» продолжала оставаться на острие военно-морского соперничества великих мировых держав, быстрыми темпами наращивая свой научно-технический, производственный потенциал, а также количество подводных ракетоносцев стратегического назначения, ежегодно возвращаемых в состав ВМФ после ремонта и модернизации. 
Ежегодно предприятие осваивало ремонт и переоборудование АПЛ все более сложных проектов. 
В 1992 году завод возглавил Н. Я. Калистратов. Несмотря на проблемы финансирования, нарушения хозяйственных связей со многими предприятиями-поставщиками, сокращение численности работающих, флоту были переданы два очередных отремонтированных атомных подводных ракетоносца. 
Руководство предприятия развертывает обширную программу гражданского судостроения. На производственных мощностях, освобождаемых в рамках конверсии, реализуются гражданские проекты с применением двойных технологий. 
Сегодня «Звездочка» освоила ремонт военных кораблей иностранных государств. Появилась реальная возможность занять новую нишу на мировом рынке. 
В настоящее время основными направлениями деятельности «Звездочки» являются: 
  • судоремонт;
  • гражданское судостроение;
  • утилизация АПЛ и НК;
  • производство гребных винтов;
  • военно-техническое сотрудничество;
  • огранка алмазов; - производство судовой мебели;
  • ювелирное производство;
  • гальвано-химическое производство.
Коллектив предприятия продолжает наращивать производство и осваивать новые, перспективные направления в целях оптимального использования имеющегося потенциала и улучшения жизни корабелов. 

Литература: 
1. Поморская энциклопедия: в 5 т. Т. III.: Экономика Архангельского Севера / гл. редактор О.М. Соколов.- Архангельск: Арханг. гос. техн. ун-т, 2006.- 636 с.
Дата публикации: 14 Марта 2012 11:56
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста, делайте на него ссылку.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.