Авария греческого корабля «Эмерти-Диотисса»
на Ягринских кошках [1].
(по воспоминаниям архангельского капитана, заместителя начальника
Северного морского пароходства по мореплаванию В. П. Коковина).
Осенью 1965 года на отмелях в северной части острова Ягры, в районе, который никогда судоходным не считался и лежал в удалении от фарватеров Архангельска и Северодвинска, неожиданно появился проход...
Наступили холода, стал лед, а силуэт парохода так и оставался чернеть на пустынном побережье. Так он и промаячил еще... два года. И все это время судно притягивало взгляды всякого выходившего на ягринский берег, будоражило воображение множества северодвинцев, а поскольку подлинную историю его появления на песчаной отмели знали очень немногие, то постоянно рождались разнообразные «народные легенды», порой самые невероятные... Поговаривали, что это приобретенный нами старый греческий пароход, что в его трюмы закачали некую ядовитую смесь. Другие утверждали, что это судно гружено американскими сигаретами... Им возражали, дескать, пароход арабский и был нарочно посажен на мель, чтобы получить страховку от Ллойда...
Что же случилось на самом деле?
Осень 1965 года выдалась на редкость ненастной, на подходе к Архангельску греческий пароход под ливанским флагом «Эмерти-Диотисса», который шёл к нам за лесом, потерпел аварию. Его капитан принял огонь кумбышевского маячка за свет Белой башни на Мудьюге и направил судно правее, прямо на Ягринские кошки. Когда понял ошибку, было уже поздно: сильный ветер и накат не дали пароходу уйти из опасного района. Вскоре начался отлив, и корабль прочно застрял на мели.
Послать ему на выручку мощные буксиры сразу не смогли - в это же время спасали пассажирский теплоход «Вацлав Воровский», которого штормом выбросило за бровку Мудьюгского канала. Лишь на пятые сутки спасатели смогли приступиться к греческому пароходу. Поначалу думали завести становые якоря, гини, размыть канал к аварийному судну, но его уже далеко занесло на мель. А уже начинались осенние штормы…
Поговорив с капитаном «Эмерти-Диотиссы», спасатели пришли к выводу, что судно надо покидать. Владелец корабля тоже сообщил, что отказывается от всех прав на «Эмерти-Диотиссу». Так пароход в двенадцать тысяч тонн стал нашей собственностью.
Три года стоял он на отмелях, год решали, как управиться с такой горой железа. Сначала хотели разрезать его автогеном прямо на месте ЧП, но потом обратились в «Архморпуть», чтоб подкопаться под судно. Там подсчитали, что под сам корабль подкопаться нельзя, а около – можно. Земснаряд прорыл канал сначала к судну, а затем вдоль борта, сделал котлован, в который буксиры стянули злополучный пароход. Уникальная операция длилась больше месяца. Затем притащили его на завод «Красная кузница», где разделали и сдали «Вторчермету».
Литература:
- Химаныч, О. Главный спасатель в Северном пароходстве: именем Валерия Коковина архангельские моряки нарекли свое новое судно / О. Химаныч // Вечерний Северодвинск. - 2017. - 24 мая (№ 21). - С. 6-7: фот.
- Химаныч, О. Ливанский "грек" на... Яграх [Текст] / О. Химаныч // Северный рабочий. - 1994. - 3 дек. - С. 6.
- Химаныч, О. Ливанский "грек" на Яграх : он появился как призрак в штормовую ночь, а исчез ясным днем / О. Химаныч // Вечерний Северодвинск. - 2006. - 25 мая (№ 21). - С. 3: фото.
[1] "Кошки" в Поморье - длинные песчаные отмели, расположенные параллельно береговой линии.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.