![]() |
ДМИТРИЙ ДАНИЛОВ«Дмитрий Данилов – один из самых талантливых писателей, которые заявили о себе в последнее время. Его роман «Саша, привет!» был награжден двумя премиями – «Ясная Поляна» и «Книга года». Да и человек он, насколько я его знаю, спокойный и рассудительный, а главное – не обойденный вниманием. Его пьесы с успехом идут по многим театрам России и за рубежом». Павел Басинский
|
Дмитрий Данилов родился 31 января 1969 года в Москве.
Любимыми книгами в детстве были энциклопедии. Справочник «Пассажирский транспорт Москвы» был зачитан до дыр. Одной из любимых была книга про историю Олимпиад. Очень нравились книги о космосе. Художественную литературу полюбил позже.
С 1987 по 1989 годы служил в Восточной Германии. Был чертежником в штабах разного уровня. После армии пытался поступить в МГУ, но не получилось. Когда исполнился 21 год, появилась очень хорошая, интересная работа – аналитик в отделе внутренней политики и прессы Посольства Мексики в Москве. После развала СССР работал в различных издательствах и периодических изданиях, был главным редактором корпоративных изданий компаний «Сибнефть» и «Ист Лайн».
Окончил высшие богословские курсы при Московской Духовной Академии.
В 2020 году по пьесе «Человек из Подольска» режиссером Семеном Серзиным был снят одноименный полнометражный фильм.
В 2022 году в редакции Елены Шубиной вышла его книга «Саша, привет!». Удивительный по структуре роман, состоящий из 82 эпизодов жизни человека, приговоренного к заключению в Комбинате исполнения наказаний и смертной казни. Это философская, ироничная и завораживающая в своей пугающей обыденности антиутопия, которая проходит по самому краю реального, почти не включая в себя фантастические допущения.
Сам писатель о создании этого произведения говорит так: «Я с большим пренебрежением относился к антиутопии, но, как известно, жизнь иронична, и то, что мы презираем, то с нами и случается», «В жизни вообще много абсурда, это важная часть человеческого бытия… Мне абсурд всегда был интересен, я люблю подмечать абсурдные ситуации и в собственной жизни, и в жизни других людей».
В сюжете романа в России введен режим Общей Гуманизации, в рамках которого возвращена смертная казнь за преступления в сфере морали и экономики.
Главный герой, преподаватель филологии в университете, не просто проживает один томительный день за другим, а попадает в экстремальную ситуацию. Он приговорен к смертной казни за сексуальный контакт с девушкой, не достигшей 21 года.
Сергей по изначально заданным обстоятельствам (сложно представить что-то более разрушительное для привычного хода вещей, чем ожидание смертной казни) вроде бы окончательно вырван из беличьего колеса механической повседневности. Но унылая рутина повторяющихся ежедневных ритуалов настигает его и в тюрьме. Ожидание смерти, которая еще неизвестно, произойдет ли, является символом небытия: при одной мысли о нем герой превращается в пустоту, перестает быть в прежнем качестве хоть немного полезного члена общества. Такая технология человекоубийства — метафора человеческой жизни как таковой. Ни один из живущих точно не знает, когда он умрет: сегодня, через пять или пятьдесят лет, просто предпочитает об этом не задумываться, машинально отодвигая гипотетическую дату в бесконечность.
Саша – не главный герой книги. Он вообще не человек. Саша – нарядный белый пулемёт, который с гуманной непредсказуемостью разносит в клочья преступников. Хотя и преступники в этой книге тоже нестандартные. Они – не бандиты и убийцы, а, к примеру, аморальные или слишком алчные граждане.
Произведение завораживает, несмотря на некоторую монотонность, а может благодаря ей.
Автор очень любит родной город Москву. В романе она названа лучшим городом Земли. Город как явление вообще важная тема. Данилова увлекает психогеография, ему интересно изучать психологическое воздействие городской среды, анализировать человеческое состояние при посещении разных мест.
У Дмитрия Данилова редкое чутье на слово, точнейший слух, зачаровывающее чувство юмора и полное отсутствие какой бы то ни было пошлости в любых формах. За счет своего юмора он никогда не возвышает себя над остальными. Обладает тонкой душевной организацией, недюжинным интеллектом, писательским даром. За кажущейся простотой его текстов прячется философия тонко чувствующего и всё подмечающего человека, а в описаниях повседневной жизни – абсурд нашей действительности.
Нормальный человек в абсурдном мире – он чувствует себя там, в сущности, нормально. Вопиющая бессмыслица происходящего не вызывает его брезгливого раздражения – но и радости тоже не вызывает. Его проза – это описание замечательного человеческого стоицизма собственными, даниловскими средствами.
У него необычное хобби – он путешествует в поездах по самым глухим железнодорожным веткам России. О своих поездках он пишет короткие очерки в соцсетях, а в августе редакция Елены Шубиной планирует выпустить их в виде отдельной книги под названием "Пустые поезда 2022 года. Серия поездок".
В этих заметках очень интересные люди, попутчики, такие колоритные, за каждым хочется потом еще проследить, но они выходят из вагона... и мы теряем их из виду. О своем хобби писатель говорит так: «Когда мы оказываемся в ситуации вот такой тишины, неподвижности и отсутствия необходимости "делать дела", мы получаем редкую возможность понаблюдать текущую вокруг и мимо нас реальность с ее бесполезными и смешными разговорами, странными и колоритными людьми, нелепыми ситуациями и так далее. В обычной жизни мы всего этого просто не замечаем, а тут появляются какие-то дополнительные (очень большие) ресурсы внимания и наблюдения, и очень интересно ими пользоваться».
Пишет автор не каждый день, а только когда есть силы, время и задор, в основном по ночам – ночью легче сосредоточится. Свои поэтические тексты не воспринимает как работу, для него стихи – это спонтанные высказывания.
![]() |
![]() |
![]() |
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.