Статья
"Обретение личной свободы в романе Екатерины Манойло"

«Все началось с книг. Помню день, когда научилась читать. Я так медленно складывала буквы вслух, что мама уснула. А я читала и думала: «Это самое крутое занятие в мире, хочу заниматься этим всю жизнь». Я читала всё без разбора. Помню очень холодную зиму, когда у нас всё время работал газ. Я распахивала духовку, садилась с книгой напротив и читала весь день. Было тепло, но голова потом раскалывалась. Когда я научилась писать — это было второе крутое занятие в мире».

Е. Манойло

Манойло Екатерина Сергеевна

  • российская писательница
  • литературный обозреватель

Родилась в городе Орске Оренбургской области, в рабочей семье. Свой первый рассказ сочинила еще в детском саду. С детства видела себя только писателем. Первый раз уехала из Орска в Москву в 17 лет. В родном городе никогда не чувствовала себя дома. Побывала во многих местах, но, по признанию самой писательницы: «по ритму жизни полная совместимость у меня только с Москвой».

 Окончила Литературный институт имени А. М. Горького. Публиковалась в журнале «Новый мир» и «Литературной газете». Работала журналисткой в ТРК Евразия и копирайтером в московских компаниях. Окончила МИПК им. Ивана Федорова и Литературный институт имени А.М. Горького. Участница 11-го Форума молодых писателей в Липках, лауреат международного конкурса эссе «Славянский мир». В «Литературной газете» печатались ее статьи о современном литературном процессе/

Екатерина Манойло является победительницей литературной премии «Лицей-2022» в номинациях «Проза» и «Выбор книжных блогеров» за свой роман «Отец смотрит на Запад».

       

В центре повествования  – семья Маратика. Роман начинается с похорон трехлетнего ребенка, погибшего в результате несчастного случая. Мальчик был особенным: он не умел говорить, только пропевал слова. После его смерти сельчане с ужасом обнаружили, что продолжают слышать голос мальчика. Стоило сказать что-то кому-то по секрету, как все уже слышали «песни» Маратика, спешащего поведать тайну всему свету. Этот мистический элемент сыграл свою роль в сюжете, который в остальном можно назвать вполне реалистическим.

Книга написана в классической манере. Это социально-психологическая проза о судьбе девочки, старшей сестры погибшего мальчика, родившейся на границе с Казахстаном, - русской по матери и казашки по отцу.

О своем национальном самоощущении писательница говорит так:«Иногда мне кажется, что у меня вообще нет культурного кода, что он просто стерт, и сейчас я много над этим работаю. Забавно, что и моя работа связана с построением идентичности виртуальных систем. У меня мама русская, отец казах, и сколько я себя помню, в семье всегда было двоебожие… постоянно ощущала себя ни там, ни тут. Собственно, это ощущение я и подарила своей героине».

Екатерина Манойло дарит главной героине не только свое имя, но и девичью фамилию, щедро делится с ней своим опытом детства в семье, где столкнулись разные культурные традиции. Быт в казахском селе, народные обычаи, сохраняемые до сих пор, описаны ярко и с несомненным знанием дела. От этого описания веет безысходностью: жену можно украсть, избивать, а вот к участковому нельзя: «…решат, что раз не обращалась раньше, значит, сама хотела, чтобы украли, и давала мужу повод для рукоприкладства».

Критики отнесли роман к феминистской прозе. В книгу включены мрачные истории о домашнем насилии, гендерном неравенстве и тотальной семейной нелюбви. Но ведь человек больше, чем сумма его травм. И когда в жизни главной героини происходят по-настоящему страшные события, надежда на спасение ее связана именно с «сестринством», состраданием к другим людям и готовностью протянуть руку помощи. Единственным шансом героини на избавление от привычки страдать оказался разрыв связи с прошлым.

 

 Эта жизнеутверждающая проза о сильных героинях является историей освобождения. Освобождения от семьи, земли и родства. Голос погибшего Маратика словно напевает: «не стоит держаться корней, никто не даст тебе свободу, кроме тебя самого». «Отец смотрит на Запад» - это лоскутное одеяло из пережитых и выдуманных историй. Роман о поиске идентичности, о силе и слабости. О том, какими мы можем быть сильными, когда в нас верят, и наоборот.

 Сама Екатерина в тяжелых жизненных ситуациях предпочитает не ходить к психотерапевту, а все проблемы решать через творчество и письмо. Писательство для нее имеет терапевтический эффект. Об этом она говорит так: «И совсем необязательно писать художественное произведение, достаточно вести дневник. Наверное, я не готова отвечать на наводящие вопросы постороннего человека, но я готова отвечать на вопросы, которые мне ставит жанр произведения».

Дата публикации: 12 Октября 2023 13:33
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста, делайте на него ссылку.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.