Статья
"В память об арктических конвоях": тематическая подборка материалов.

"В память об арктических конвоях":

тематическая подборка материалов.


«У нас было одно море на всех…»

Содержание:                                                                 

От составителя

Историческая справка                                                                               

Российская Федерация.

Архангельск

Камень-мемориал «Тем, кого не вернуло море» (1991)             

Памятник «Участникам северных конвоев 1941-1945 гг.» (2015)                                           

Мурманск

«Памятник портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок в период Великой Отечественной войны» (1945). «Обелиск в память портовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (1967)                                               

Памятник «В честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Великой

Отечественной войны» (1975)                                                                 

Стела «Участникам Арктической кампании во Второй мировой войне» (1991)                   

Санкт-Петербург

Монумент «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов» (2014)                             

Северодвинск

Мемориальная доска в память о самоотверженном труде жителей города в годы войны (1991)                                       

Великобритания

Англия

Лондон

Крейсер «Белфаст» (1971), филиал Имперского военного музея                                              

Мемориальная доска в память о погибших участниках северных конвоев (1997)                 

Шотландия

Памятник морякам-подводникам в городе Данди (Восточное побережье Шотландии, северный берег залива Ферт-оф-Тей) (2009)                                                                      

Памятник участникам северных конвоев на мысе Коув в бухте Лох-Ю(Северо-Западная Шотландия) (1999)                       

Памятник участникам северных конвоев в поселке Линесс (Lyness) в бухте Скапа-Флоу (остров Хой, Оркнейские острова) (2009)                                              

 Исландия

Исафьордур (Isafjordur).

Памятник конвою QP-13, погибшему 5 июля 1942 года (2005)                       

Рейкьявик.

Мемориал «Надежда», посвященный погибшим морякам северных конвоев (2005)                                                

Соединенные Штаты Америки

Нью-Йорк

Мемориал морякам, погибшим во Второй мировой войне (1963)                              

Портленд (штат Мэн, округ Камберленд)

Мемориал всем погибшим во время проводки северных конвоев (2000)                                               

Приложение 1.

Список союзных арктических конвоев 1941-1945 годы            

Приложение 2. Художественные произведения об арктических конвоях (по году издания)        

 

От составителя.

Конвой – это группа торговых или вспомогательных судов (или тех и других), сведенных для совместного перехода морем под охраной военных.

В годы Второй мировой из трех маршрутов доставки грузов по ленд-лизу северный путь был самым коротким, но и самым опасным. Каждый арктический конвой – это легендарный подвиг моряков, летчиков, портовиков, всех тех, кто обеспечивал доставку и обработку грузов. На всем своём пути конвои подвергались непрерывным атакам со стороны немецких подводных сил и авиации. Союзники именовали этот маршрут не иначе как «холодный угол ада», а У. Черчилль назвал его «самым пагубным путешествием в мире».

Долгое время эта героическая страница военной истории находилась на периферии исторических исследований и была мало известна широкой публике, как в России, так и за рубежом. Но память об участниках северных караванов времен Второй мировой войны всегда жила в сердцах людей.

Памятники и мемориалы являются визуальным олицетворением признательности за мужество и героизм при защите Отечества. Цель данного пособия – представить аналитические материалы о памятниках, посвященных подвигу арктических конвоев Второй мировой войны. Пособие не претендует на исчерпывающую полноту и включает информацию об основных российских и зарубежных памятниках.

В пособии сначала представлены материалы о памятниках в городах Российской Федерации, а затем в зарубежных странах (в алфавите стран), внутри раздела – в алфавите областей и городов, где установлены памятники. Информация о нескольких памятниках в одном городе расположена по году их установки. В конце статей приводится список использованных источников. Для иллюстрации использованы фотографии из сети Интернет.

Предваряет основной раздел краткая историческая справка по теме. В приложениях содержатся дополнительные материалы.

Для создания статей использованы источники из фонда Муниципальной библиотечной системы Северодвинска, электронная база данных «Русский Север» Архангельской областной научной библиотеки им. Н. А. Добролюбова, ресурсы интернета, в основном русскоязычные. Отбор материала закончен в июне 2016 года.

Пособие подготовлено к 75-летию арктических конвоев и предназначено для широкого круга читателей.                                     

 Историческая справка.

22 июня 1941 года  премьер-министр Великобритании У. Черчилль, а 24 июня 1941 года президент США Т. Рузвельт объявили о готовности этих стран оказать СССР помощь в борьбе с фашистской Германией путем предоставления ему стратегических материалов. Размер англо-американских поставок в СССР был определен на Московской конференции представителей трех держав (29 сентября - 1 октября 1941 года). 7 ноября 1941 года Т. Рузвельт объявил о распространении на СССР закона о ленд-лизе, предусматривающего предоставление взаймы или в аренду военной помощи любой стране, «оборона которой жизненно важна для безопасности США».

Существовало три основных пути доставки в СССР стратегических и военных грузов в рамках ленд-лиза – тихоокеанский, трансиранский и арктический. На арктические конвои приходится 22,6 процента, то есть каждая четвертая-пятая тонна грузов. Первый конвой «Девиш» (Q-0) из шести судов вышел из Ливерпуля (Великобритания) и без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Этот день считается началом арктической эпопеи Второй мировой войны. Северный маршрут сыграл крайне важную роль в доставке грузов по ленд-лизу, особенно на первом этапе войны. В первые полгода Великой Отечественной войнысвыше 40 % поставок из-за рубежа шло именно через северные порты. В период 1941-1942 годов «северный коридор» был главным маршрутом поставок иностранной помощи в европейскую часть СССР. Риск проводки судов был оправдан скоростью доставки вооружения на советский фронт в самый тяжелый для СССР период войны. Последний конвой пришел в Архангельск 28 мая 1945 года.

Арктические конвои формировались в бухтах Шотландии (Лох-Ю и Скапа-Флоу) и Исландии (Хвальфьерд) и разгружались в Архангельске, Молотовске (Северодвинске) и Мурманске. В первый год войны караваны состояли из 5-12 судов, а затем обычный караван стал насчитывать 30-35 судов. До конца 1942 года конвои, шедшие на восток, обозначались индексом PQ (PQ Edwards) по инициалам офицера связиПитера Квилина (Peter Quelyn), который передавал судам приказы Адмиралтейства Великобритании. Исключением стал самый первый конвой, получивший кодовое имя «Дервиш». Конвои, шедшие в обратном направлении, получили индекс QP. С 1943 года и до конца войны конвои стали обозначать JW и RA с порядковыми номерами, начинавшимися с номера 51.

Маршруты конвоев в зависимости от ледовой обстановки в Гренландском и Баренцевом морях пролегали севернее и южнее острова Медвежий в Норвежском море. Суда двигались по довольно узкому коридору между Шпицбергеном и норвежскими берегами с расположенными здесь и в северной Финляндии военно-морскими и военно-воздушными базами фашистской Германии.

Рейсы преимущественно непредназначенных для таких целей грузовых союзных судов проходили в чрезвычайной сложной и опасной обстановке. Путь занимал 8-12 суток. Угрозу плаванию представляли не только тяжелейшие погодные условия (ветры до 150 км/час, гигантские волны, айсберги, температура до – 60 градусов), но и целенаправленные действия немецких ВМФ и ВВС, которые пользовались базами в оккупированной Норвегии. Обеспечение безопасности перехода от порта формирования до порта назначения возлагалось на корабли Великобритании. В операционной зоне Северного флота охранение усиливалось советскими кораблями и авиацией. Они проявляли чудеса героизма наравне с экипажами конвоев.

Успех операций по доставке грузов доставался дорогой ценой. Всего арктическими водами в Советский Союз прошло 40 конвоев в составе 811 судов. 56 транспортов погибли, 33 были вынуждены вернуться в порты отправления. В обратном направлении в составе 35 конвоев ушло 715 судов, из которых 29 затонули и восемь вернулись. Всего были потеряны 85 транспортов (из них 69 – в 1942 году), и 16 боевых кораблей. Погибли свыше трех тысяч моряков.

Северные конвои имели стратегическое значение, как для Советского Союза, так и для западных держав. Не менее важной была моральная составляющая операций, которые благодаря усилиям рядовых моряков и летчиков на деле демонстрировали союзнический дух и являлись практическим воплощением сотрудничества стран Антигитлеровской коалиции в деле борьбы с фашизмом.

Источники:

1. Дело 40.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://delo40.ru/woeri56din.

2. Российский профессиональный союз моряков[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sur.ru/en/node/4503.

3. Сквозь лёд и пламень: Огненные мили Северных конвоев // Архангельск – город воинской славы. – 2015. – 10 дек. (№ 89). – С. 4-11. – Режим доступа:http://www.arhcity.ru/data/455/89_10_12_2015_AGVS.pdf.

4. Союзные войска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558@cmsArticle.

 

 Российская Федерация.

Архангельск

Самой героической страницей истории военного Архангельска является история арктических конвоев. 30 июля 1941 года в Москве состоялась встреча И. В. Сталина с личным представителем президента США Г. Гопкинсом. В ходе переговоров было решено использовать для поставок в СССР Архангельский порт в круглогодичном режиме, так как он был наиболее подготовлен к приёму и отправке грузов. И уже 31 августа 1941 года первый конвой под названием «Дервиш» прибыл в Архангельск. Так начались поставки по ленд-лизу северным морским путём.

Суда Северного государственного морского пароходства также принимали участие в северных конвоях. Судов было мало, все паровые, тихоходные, но они шли через океан наравне с транспортами стран антигитлеровской коалиции. Экипажи обучались владению установленными на судах орудиями и мужественно защищались от нападений с воздуха и воды. Зимой транспорт и военные корабли до причалов Архангельска и Молотовска (Северодвинска) проводили ледоколы.

Подвиг моряков-североморцев, портовиков и всех горожан в годы Великой Отечественной войны оценены по достоинству – в 2009 году Архангельску было присвоено звание «Город воинской славы».

Камень-мемориал «Тем, кого не вернуло море» (1991).


    Очень долго в Архангельске – непосредственном участнике приёма и отправки морских арктических конвоев – не существовало памятников, посвященных этой героической странице Второй мировой войны.

Только в 1991 году, в год 50-летия арктических конвоев, по инициативе ветеранов конвоев был воздвигнут закладной камень-мемориал. «Тем, кого не вернуло море...», - гласит надпись на камне. Он установлен в Соломбальском округе Архангельска на пересечении набережной Георгия Седова и улицы Челюскинцев.

Источники:

5. Быстров, С. Тем, кого не вернуло море: цена Победы - человеческая жизнь. Тысячи моряков отдали ее ради спасения Отечества / С. Быстров; фот. И. Малыгин // Архангельск - город воинской славы. - 2013. - 4 сент. (№ 67). - С. 7: фот.

6. Быстров, С. «Я ушел из Архангельска и вернулся в Архангельск»: у закладного камня «Тем, кого не вернуло море» на набережной Георгия Седова в Соломбале вспоминали легендарные Северные конвои / С. Быстров // Архангельск - город воинской славы. - 2014. - 3 сент. (№ 66). - С. 21: фот.

7. Колебакина, Е. Сохранение исторической памяти в городской среде: Великая Отечественная война в скульптуре г. Архангельска / Е. Колебакина // Судьба Родины : сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы совет. народа в Великой Отечеств. войне 1941-1945 гг., 21 апр.2015 г., г. Архангельск. - Архангельск, 2015. - С. 35-42: фот. - Библиогр. в конце ст.

 

Памятник «Участникам Северных конвоев 1941-1945 гг.» (2015).


Памятник был установлен 31 августа 2015 года на набережной Северной Двины в районе площади Мира. Именно здесь 31 августа 1941 года на рейде Северной Двины встали на якорь корабли первого союзного конвоя «Дервиш» (Q-0).

Этот памятник Город воинской славы Архангельск принял в дар от компании "ТИТАН". Его автор – известный архангельский скульптор, заслуженный художник России С. Н. Сюхин.

Памятник выполнен из бронзы и установлен на гранитном постаменте, его высота более двух метров. Он представляет собой корабль, прорывающий стену. Сверху три чайки – вечные спутники моряков. По замыслу автора, стена – это символ морской блокады, через которую под авиабомбами и атаками подводных лодок ценой жизней тысяч моряков прорывались северные конвои. А корабль не только прорывает эту стену-блокаду, но как бы уходит в другое измерение. Это символ душ всех погибших моряков, уходящих в иной мир, а подвиг их навсегда остаётся в нашей памяти.

Открывали памятник участники тех событий – ветераны конвоев из России и Великобритании. В Архангельск для участия в торжественных мероприятиях, посвященных 74-й годовщине прихода первого союзного конвоя «Дервиш», прибыли официальная делегация генерального консульства Великобритании в Санкт-Петербурге, представители британских ветеранских организаций «Русский конвой» и Ассоциации крейсера «Белфаст», а также российской организации «Полярный конвой».

Источники:

8. 2015 год. Памятник северным конвоям открыт в Архангельске // Архангельск – город воинской славы. – 2015. – 10 дек. (№ 89). - С. 35-47: фот.

9. Быстров, С. Тем, кого не вернуло море: цена Победы – человеческая жизнь. Тысячи моряков отдали ее ради спасения Отечества / С. Быстров; фот. И. Малыгин // Архангельск - город воинской славы. - 2013. - 4 сент. (№ 67). - С. 7: фот.

10. Голубцова, О. Дорога через ледяной ад / О. Голубцова // Северный рабочий. - 2015. - 16 сент. - С. 10: фот.

11. Задумчивый Аллигатор. Памяти участников северных конвоев: в понедельник, 31 августа, в Архангельске, на набережной Северной Двины, близ площади Мира, состоялась церемония открытия памятника участникам Северных конвоев / Задумчивый Аллигатор // Правда Северо-Запада. - 2015. - 2 сент. (№ 32). - С. 14: фот.

12. Иванов, С. Мы были вместе и помним цену общей Победы: на площади Мира открыли памятник Северным конвоям и их героическим участникам - морякам из России, Великобритании, США и Канады / С. Иванов; фот.: И. Малыгин, О. Кузнецов // Архангельск - город воинской славы. - 2015. - 2 сент. (№ 61). - С. 4-5: фот.

13. Клочев, С. Памятник Северным конвоям : [фоторепортаж об открытии памятника Северным конвоям, созданного известным архангельским художником и скульптором С. Сюхиным] / С. Клочев; фото авт. // Известия Русского Севера. - 2015. - № 5/6. - С. 12-13.

14. Колебакина, Е. Сохранение исторической памяти в городской среде: Великая Отечественная война в скульптуре г. Архангельска / Е. Колебакина // Судьба Родины: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию Победы совет. народа в Великой Отечеств. войне 1941-1945 гг., 21 апр.2015 г., г. Архангельск. - Архангельск, 2015. - С. 35-42: фот. - Библиогр. в конце ст.

15. Конвой был дважды торпедирован, но деду удалось спастись...: потомки военных английских моряков, сопровождавшись грузы по ленд-лизу, сотрудники посольства в России [Стивен Бэлл и Энн Мари Раш] приезжали с частным визитом в Архангельск на открытие памятника северным конвоям // Архангельск - город воинской славы. - 2015. - 2 окт. (№ 69). - С. 6: фот.

16. Лукшайтис, М. Наши моряки уходили в другое измерение: эстафета поколений: скульптор Сергей Сюхин создал памятник Северным конвоям : 31 августа, в 74-ю годовщину прихода в Архангельск союзного конвоя «Дервиш», в столице Поморья откроют памятник Северным конвоям / М. Лукшайтис, С. Быстров // Архангельск - город воинской славы. - 2015. - 22 июля (№ 51). - С. 7: фот.

17. Маглич, О. В честь советских, английских и американских моряков: [на набережной Северной Двины, в 74-ю годовщину прихода в Архангельск первого союзного конвоя, торжественно открыли памятник Сергея Сюхина морякам, погибшим в Арктике] / О. Маглич; фото авт. // Правда Севера. - 2015. - 2 сент. (№ 102). - С. 3.

18. Савельева, Э. Конвойное братство не забывается: [ветераны Северных конвоев и делегации из Великобритании и США собрались в 74-ю годовщину прихода в Архангельск первого союзного конвоя "Дервиш" на торжественное открытие памятника морякам, погибшим в Арктике] / Э. Савельева ; фото Р. Королюка // Моряк Севера. - 2015. - 9 сент. (№ 25). - С. 2.

19. Силина, А. Память о подвиге, застывшая в камне: мемориалы и скульптурные композиции Архангельска напоминают о войне / А. Силина; фот. К. Иодас // Архангельск - город воинской славы. - 2016. - 20 апр. (№ 27). - С. 16: фот.

20. Сюхин, С. В память о "Дервише" / С. Сюхин // Аргументы и факты. - 2015. - 22-28 июля (№ 30). - С. 1. - (АиФ в Архангельске).

21. Химаныч, О. Конвой "пришвартуется" к набережной: в Архангельске будет открыт памятник участникам северных конвоев Великой Отечественной / О. Химаныч // Вечерний Северодвинск. - 2015. - 22 июля (№ 28). - С. 7: фот.

 Мурманск

Первоначально было решено, что основным пунктом приема союзных конвоев северного направления станет Архангельск. Но зима 1941 года в северных районах СССР наступила рано, уже в ноябре устье Северной Двины замерзло, а вслед за ним – и Двинская губа. Поэтому в конце ноября маршруты конвоев были перенацелены на Мурманский порт в Кольском заливе, который в отличие от Архангельского порта был незамерзающим. 11 января 1942 года первый караван судов PQ-7 встал на разгрузку в Мурманске.

В Мурманске существуют три памятника, связанных с героическими событиями арктических конвоев.

«Памятник портовикам, погибшим от вражеских бомбардировок в период Великой Отечественной войны» (1945). «Обелиск в память портовиков, погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» (1967).

       

Летом 2 июля 1945 года, в день 30-летия Мурманского порта, на площади перед зданием управления порта прошла торжественная церемония открытия памятника в честь всех портовиков, заплативших жизнью за приёмку важнейших грузов с союзных конвоев под вражеским огнем. Он стал самым первым в Мурманске памятником, посвященным жертвам войны, и представлял собой четырёхгранный обелиск высотой 6 м. Табличка на монументе содержала надпись-посвящение «Портовикам, отдавшим свою жизнь на благо страны во время Великой Отечественной войны» и  полный список погибших (83 человека).

 Такое внимание к заслугам портовиков не было случайным. В годы Великой Отечественной войны Мурманскому порту было суждено сыграть роль дублера Архангельского порта. И сложно было назвать портовиков тружениками тыла. Дело не только в близости линии фронта и работе под постоянными ударами вражеской авиации. Теперь уже не порт помогал фронту, а фронт обеспечивал работу порта, ставшего главной целью противника. Отчеты о работе порта, содержащие сведения о бомбежках, мало отличаются от сводок боевых действий. За годы войны 360 портовиков были награждены орденами и медалями, в том числе боевыми – Красной Звезды и «За отвагу». И совсем по-фронтовому звучит фраза «Наградить посмертно». Всего за 1941-1945 годы портовики разгрузили свыше 300 транспортов, переработали более 2 миллионов тонн важнейших военно-хозяйственных грузов, внеся тем самым весомый вклад в общую Победу.

В 1967 году по проекту архитектора А. Ф. Антонова и скульптора Г. А. Глухих был создан новый монумент. 6 ноября 1967 года на площади у Морского вокзала состоялось торжественное открытие нового памятника в честь подвига портовиков. Это устремленный к небу одиннадцатиметровый обелиск, в нижней части которого расположены барельефы работников порта и цифры «1941-1945». Рядом с обелиском установлена плита с именами портовиков, погибших на трудовом посту.

Источники:

22. Жалнин, Д. Подвиг мурманских портовиков / Д. Жалнин // Вечерний Мурманск. – 2014. - 8 мая. - Режим доступа: http://vmnews.ru/proekty/100-stranic/46794.

23. Мурманск – достопримечательности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipaattravel.ru/murmansk_sights_text.htm.

24. Памятники города-героя Мурманска / под ред. Т. Владимирова. – Мурманск: Борей, 2004.

 Памятник «В честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции в годы Великой Отечественной войны» (1975).

      

К 30-летию Победы  7 мая 1975 года в Мурманске был открыт монумент в честь боевого содружества стран-участниц антигитлеровской коалиции, созданный архитекторами А. Ганиным и В. Андреевым. Он находится в небольшом сквере у Дома культуры моряков.

На подиуме установлена плита из черного камня с надписью на русском и английском языках: «В память о совместной борьбе стран антигитлеровской коалиции против фашизма во Второй мировой войне». На мощном бетонном основании располагается стилизованная рука, бережно удерживающая на раскрытой ладони гранитный земной шар. Памятник изготовлен из красного карельского гранита. Композиция его проста, но символична: это символ объединения стран и наций в борьбе с фашизмом.

На открытии памятника присутствовали горожане, представители США, Великобритании, Канады, Австралии, Норвегии. Были подняты государственные флаги СССР и РСФСР, Австралии, Великобритании, Канады, США и Норвегии, прошли торжественным маршем моряки Северного флота.

Источники:

25. Клуб «Парк экстрим» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://parkextrem.ru/spisok-pamyatnikov-murmanska.

26. Мурманск – достопримечательности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipaattravel.ru/murmansk_sights_text.htm.

 

Стела «Участникам Арктической кампании во Второй мировой войне» (1991).


9 мая 1990 года во время очередной международной встречи участников союзных конвоев в Мурманске в сквере у кинотеатра «Родина» состоялась торжественная закладка мемориала в честь подвига всех тех, кто был в составе морских караванов помощи Советскому Союзу.                               

А в 1991 году, в честь 50-летия первого северного конвоя, была открыта памятная стела из черного гранита, на которой золотыми буквами на английском и русском языках написано: «Этот мемориал установлен в августе 1991 года. Он создан в честь памяти тех, кто отдал свои жизни в борьбе за свободу в ходе арктической кампании во время Второй мировой войны. Мужчины и женщины из Великобритании и союзных государств совершали рейсы в Мурманск на торговых судах под охраной военных кораблей ВМС союзников. Архангельский мемориальный трест арктической компании обеспечил план и проект этого мемориала. Установку стелы осуществил международный фонд «Вечная память солдатам». Эмблемы этих двух организаций также украшают монумент.

Источники:

27. Мурманск – достопримечательности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ipaattravel.ru/murmansk_sights_text.htm.

  Санкт-Петербург

Монумент «Памяти моряков полярных конвоев 1941-1945 годов» (2014).

  

В 2012 году с инициативой установить такой памятник выступила региональная общественная организация «Полярный конвой», объединяющая ветеранов, военных моряков, любителей истории. Памятник был установлен в 2014 году на углу Большого Смоленского проспекта и улицы Седова, лицом к фасаду Морского колледжа Государственного университета морского и речного транспорта им. адмирала С. О. Макарова.

Авторы памятника –  скульпторы Г. Лукьянов и Я. Нейман, архитектор Р. Даянов. Монумент сооружен на благотворительные средства. Первые взносы внесли ветераны и учащиеся 43-й школы Приморского района Санкт-Петербурга.

Три отлитые из бронзы фигуры высотой 2,7 м –  российского, британского и американского моряков – стоят вместе на носу боевого корабля, символизируя коалицию трех великих держав в годы их совместной борьбы против фашизма. На гранитном пьедестале выбиты строки стихов А. Городницкого на русском и английском языках: «Это ваши отцы и деды, помолитесь за них, моряки!», посвященные морякам полярных конвоев.

Торжественное открытие памятника состоялось 31 августа 2014 года. Дата открытия монумента выбрана не случайно – в этот день 73 года назад в Россию пришел первый союзный конвой «Дервиш», положивший начало сотрудничеству стран-союзников в борьбе с фашизмом (СССР, Великобритании и США).

В церемонии открытия памятника приняли участие и. о. губернатора Санкт-Петербурга Г. Полтавченко, министр транспорта РФ М. Соколов, председатель петербургского Законодательного Собрания В. Макаров, заместитель Главкома ВМФ А. Федотенков, ветераны полярных конвоев из России, Великобритании, США, Франции, Исландии и Белоруссии, представители дипломатического корпуса стран, принимавших участие в организации арктических конвоев.

Источники:

28. Иванов, С. Полярные конвои спасли страну: ветераны и ребята из Архангельской школы Соловецких юнг приняли участие в открытии в Петербурге мемориала "Памяти моряков полярных конвоев" / С. Иванов // Архангельск - город воинской славы. - 2014. - 3 сент. (№ 66). - С. 20: фот. - (Вахта памяти).

29. Телехов, М. Северный конвой забуксовал среди елей / М. Телехов // Вечерний Петербург. – 2014. – 20 авг.

 Северодвинск

Обработка судов первого каравана «Дервиш» показала, что Архангельский порт не приспособлен к одновременному приему большого количества глубокосидящих судов и к массовой переработке военных грузов, особенно тяжеловесов. Положение особенно осложнялось в зимнее время. Поэтому было обращено внимание на город Молотовск и Никольское устье Северной Двины, главное преимущество которого было в доступности навигации (отсутствие торосов, большая глубина фарватера и акватории) и наличии железнодорожной ветки на поселок Исакогорка. Специальная комиссия приняла решение строить в Молотовске порт.

Связь Молотовска и Архангельска в военные годы была неразрывной, а Молотовский порт имел статус «приписного пункта Архангельского морского торгового порта» с главной задачей – обработка импортно-экспортных грузов. Он считался шестым участком Архангельского порта.

Артерия «Молотовск – фронт» работала почти непрерывно. Молотовский порт успешно справлялся со своими задачами ценой перенапряжения сил сотен людей, в большинстве своем безвестных. Молотовский порт за годы войны разгрузил: в 1941 году – 7 транспортов; в 1942 году – 19; в 1943 году – 28; в 1944 году – 70; в 1945 году – 49. Это показатели той выдающейся роли, которую сыграл Молотовск (Северодвинск) в обеспечении поставок по ленд-лизу. Работа Молотовского порта – главный вклад Северодвинска в Победу. Но из-за секретности предприятий города только сегодня стала появляться информация о его роли в годы Великой Отечественной войны.

В 2016 году постановлением № 136 Межгосударственного союза городов-героев Северодвинску было присвоено почетное международное звание «Город Трудовой Доблести и Славы». Так был увековечен массовый трудовой героизм молотовчан в годы Великой Отечественной войны.

В Северодвинске существует мемориальная доска в честь трудового подвига молотовчан в годы войны. А вот памятника, непосредственно посвященного арктическим конвоям в городе нет.

Мемориальная доска в память о самоотверженном труде жителей города в годы войны (1991).

  

В августе 1991 года, в год 50-летия арктических конвоев, на здании Северодвинского железнодорожного вокзала была торжественно открыта мемориальная доска с текстом «В память о самоотверженном труде жителей Молотовска (Северодвинска) по приёмке и отправке грузов Арктических конвоев в 1941–1945 годах». Под ней на постаменте – корабельный якорь.

Место установки выбрано не случайно – именно отсюда отправлялись вглубь страны и на фронт грузы, доставленные северными конвоями по ленд-лизу. Открыла памятный знак жена английского ветерана северных конвоев Вильсона Тага – Олив Таг.

Источники:

30. Помните нас!.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=8522.

31. Попов, А. Якорь на вокзале / А. Попов // Гудок. – 2016. – 5 мая (№ 71). – Режим доступа: http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1336183&archive=2016.05.05.

32. Северодвинск. Испытание на прочность: очерки, воспоминания, исследования / ред.-сост. А. Масленников. – Северодвинск, 1998. – С. 290.

33. Союзные конвои на Севере России. – Северодвинск, 2011. – С. 14.

 Соединенное Королевство 

Великобритании и Северной Ирландии.

 Одной из наиболее ярких, героических и трагических страниц истории отношений между Россией и Великобританией являются северные (полярные, арктические) конвои. За годы Второй мировой войны маршрутом арктических конвоев между советскими и британскими портами прошли 1398 кораблей.

В Великобритании бережно сохраняют память о братстве северных конвоев. В 1987 году был создан клуб ветеранов «Русский конвой» с региональными отделениями по всей стране, а затем его отделения появились в Канаде, Австралии, США.

На острове Лох-Эве у Северо-Западного побережья Шотландии, где в годы войны существовала военная база, создан Музей арктических конвоев. Волонтёры собрали имена всех участников конвоев, занимаются сбором воспоминаний свидетелей событий и членов семей погибших, а также артефактов, имеющих отношение к русским арктическим конвоям.

В разных частях страны установлены памятники в честь тех героических событий Второй мировой войны.

 Англия

Лондон

Крейсер «Белфаст» (1971), филиал Имперского военного музея.


    В центре столицы Великобритании неподалеку от Тауэрского моста на реке Темзе, на вечной стоянке находится легкий крейсер «Белфаст».

Этот крейсер является единственным в Европе кораблем – участником Второй мировой войны, сохранившимся до наших дней. Он принимал активное участие в знаменитых сражениях, и одна из самых ярких страниц его истории – это огненные рейсы в Арктике. Крейсер участвовал в операциях по сопровождению военных грузов в Советский Союз, которые считались самыми трудными операциями в истории мировых войн. Его звездным часом стал бой с немецким линкором «Шарнхорст» в декабре 1943 года, завершившийся уничтожением фашистского корабля.

В 60-х годах после ремонта крейсер списали в резерв и собирались отправить на переплавку, но благодаря инициативе бывшего командира корабля контр-адмирала сэра М. Морган-Джайлса корабль был отбуксирован в Лондон и стал плавучим музеем. Впервые он открылся для публики в день Трафальгарского сражения 21 октября 1971 года.

Первоначально управление кораблем осуществлялось фондом HMS Belfast Trust, а в 1978 году «Белфаст» стал филиалом Имперского военного музея. Несмотря на то, что крейсер больше не входит в состав Королевского военно-морского флота, ему было предоставлено специальное разрешение, позволяющее кораблю продолжать носить военно-морской флаг Великобритании.

Крейсер «Белфаст» особенно дорог ветеранам Арктических конвоев. Для них этот корабль – это и место встречи, и память о боевых товарищах, которых уже нет.

Источники:

34. Корабельный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korabley.net/news/2009-01-28-150.

35. Путешествуем по миру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pytrip.ru/krejser-belfast/.

 Мемориальная доска в память о погибших участниках северных конвоев (1997).

В 1997 году по инициативе клуба «Русский конвой» в соборе святого Павла в Лондоне была установлена мемориальная доска в память о погибших во время проводки северных конвоев Второй мировой войны. Надпись на ней гласит: «В память трех тысяч мужчин и женщин, отдавших жизни в арктической кампании 1941-1945 в конвоях в Россию и из нее. Мы будем их помнить». Знак поместили на очень почетном месте – между могилами адмирала Нельсона и герцога Веллингтона.

Источники:

36. Сквозь лёд и пламень: Огненные мили Северных конвоев // Архангельск – город воинской славы. – 2015. – 10 дек. (№ 89). – С. 4-11. – Режим доступа:http://www.arhcity.ru/data/455/89_10_12_2015_AGVS.pdf.

 Шотландия                 

Особое место память о Северных конвоях и уважение к их участникам занимают в Шотландии, поскольку именно из северных бухт Шотландии – Лох-Ю и Скапа-Флоу союзнические корабли уходили в арктические походы. Шотландцами были и многие моряки британского военного и торгового флотов. Поэтому в Шотландии особенно много памятников, посвященных северным конвоям.

Памятник морякам-подводникам в городе Данди (Восточное побережье Шотландии, северный берег залива Ферт-оф-Тей) (2009).

   Памятник, связанный с операциями на Арктическом театре военных действий, расположен в шотландском городе Данди. Он был торжественно открыт в сентябре 2009 года.

Это международный мемориал в память о моряках-подводниках, базировавшихся в Данди в годы Второй мировой войны и погибших во время выполнения боевых заданий. На составляющих мемориал плитах увековечены названия всех погибших субмарин и имена каждого члена экипажа. Среди них – моряки советской подводной лодки В-1 под командованием Героя Советского Союза капитана второго ранга И. И. Фисановича, входившей в состав Северного флота. Лодка погибла по трагической случайности при переходе из Данди на советскую базу Полярное в 1944 году. Кроме наших соотечественников памятник увековечивает имена британских, норвежских и голландских экипажей.

Памятник участникам северных конвоев на мысе Коув в бухте Лох-Ю(Северо-Западная Шотландия) (1999).   

            

В годы Второй мировой войны именно в бухте Лох-Ю формировались многие караваны грузовых судов, доставлявших в Советский Союз важные грузы. Сотни судов постоянно находились в акватории залива, а на его берегах располагались тысячи военнослужащих. И сейчас о военных годах напоминают сохранившиеся оборонительные и портовые сооружения.

В 1999 году по инициативе председателя шотландского отделения клуба «Русский конвой» Д. Демпстера на берегу бухты Лох-Ю был установлен мемориальный знак.

Ежегодно в мае в связи с празднованием Дня Победы российское Генеральное консульство совместно с ветеранами конвоев, представителями властей и местными жителями проводит возложение венков к мемориалу.

 Памятник участникам северных конвоев в поселке Линесс (Lyness) в бухте Скапа-Флоу (остров Хой, Оркнейские острова) (2009).


Этот мемориал находится у причала на берегу бухты Скапа-Флоу. В годы Второй мировой войны здесь располагалась одна из важнейших баз британского военно-морского флота, и именно отсюда уходили в море военные корабли, осуществлявшие прикрытие грузовых судов, входивших в состав северных конвоев.

Установка памятника в 2009 году стала совместной российско-шотландской инициативой.

«В память обо всех, кто погиб в северных конвоях в 1941-1945 годах», - гласит надпись на мемориале, состоящем из двух кусков оркнейского камня, соединенных вместе в виде носа корабля, устремленного на залив Скапа-Флоу.

                        По словам генерал-губернатора Оркнейских островов Т. Трикетта, мемориал – это признание мужества и самопожертвования, проявленных участниками конвоев, одних из самых опасных предприятий во Второй мировой войне.

Источники:

37. Генеральное консульство России в Эдинбурге, Великобритании [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edinburgh.mid.ru.

38. Морской фронт страны, 1941-1945 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bgudkov.ru.

39. Музей северных конвоев (на англ. яз.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.russianarcticconvoymuseum.co.uk/ .

40. Сквозь лёд и пламень: Огненные мили Северных конвоев // Архангельск – город воинской славы. – 2015. – 10 дек. (№ 89). – С. 4-11. – Режим доступа:http://www.arhcity.ru/data/455/89_10_12_2015_AGVS.pdf.

Исландия.

Во время Второй мировой войны Исландия в силу своего географического положения оказалась узловым пунктом на пути из Великобритании и США в северные порты СССР и стала важным звеном в проводке полярных конвоев. В 1941 году Исландия была оккупирована войсками Великобритании и США. Здесь были построены американские и английские морские и авиационные базы, отсюда наносились удары и совершались морские рейды на крупные морские объекты фашистской Германии. Многие жители Рейкьявика служили матросами на транспортных судах, которые доставляли вооружение в СССР по ленд-лизу. 836 погибших за время войны исландцев – это матросы транспортных конвоев, которые потопили немецкие подводные лодки.

По мнению президента Исландии О. Р. Гримссона, «история полярных конвоев символизирует фундаментальные основы международных отношений: способность сохранить дружбу во время войны и военных конфликтов».

 Исафьордур (Isafjordur).

Памятник конвою QP-13, погибшему 5 июля 1942 года (2005).


5 июля 1942 года из-за навигационной ошибки в тумане на британском минном поле у берегов Исландии подорвались 7 судов конвоя QP-13, шедшего из Архангельска в Рейкьявик в составе 23 транспортов. Погибло около 250 человек. Оставшиеся в живых моряки, в том числе и с советского теплохода «Родина», были спасены из ледяной воды английским тральщиком и доставлены в Рейкьявик. По негласному указанию сверху о трагедии QP-13 было незаслуженно забыто.

15 июля 2005 года на северо-западном побережье Исландии на полуострове Вестфирдир в городе Исафьордур был установлен памятник конвою QP-13. Он представляет собой гранитный камень с укрепленной сверху фигуркой чайки над волной. На металлической табличке – надпись на трех языках, в том числе и на русском: «В память о моряках полярного конвоя QP 13, погибших у берегов Исландии 5 июля 1942 года».

Источник:

41. dick_hunter. Исландия. История двухнедельного путешествия. Часть вторая [Электронный ресурс] / dick_hunter // LOVEJOURNAL. - Режим доступа: http://dick-hunter.livejournal.com/188376.html.

42. misha_my. Путешествие в Исландию. Часть 12 [Электронный ресурс] / misha_my // LOVEJOURNAL. - Режим доступа: http://misha-my.livejournal.com/113179.html.

43. periskop.Исафьордур. Ворота в Гренландию и общий обзор [Электронный ресурс] / periskop // LOVEJOURNAL. - Режим доступа: http://periskop.livejournal.com/1349880.html.

44. Осин, М. Возвращение на «Родину» / М. Осин // Российская газета. – 2005. – 29 сент. - Режим доступа: https://rg.ru/2005/09/28/konvoy.html.

 Рейкьявик.

Мемориал «Надежда», посвященный погибшим морякам северных конвоев (2005).


28 февраля 2005 года представителем Русской Православной Церкви в Германии архиепископом Клинским Лонгином было освящено место установки монумента.

Мемориал, посвященный морякам северных конвоев, направлявшихся через Исландию из США в Мурманск и Архангельск, был открыт в Рейкьявике 9 мая 2005 года, в 60-ю годовщину Великой Победы. Он создан российским скульптором В. А. Суровцевым и архитектором А. Бегуновым.                       

            Памятник находится на месте захоронения ветеранов арктических конвоев. Здесь же похоронен и советский моряк Александр Малей, умерший в госпитале в Исландии, информации о котором пока не удается найти в архивах. На его могилу каждый год 9 мая приходят соотечественники в Исландии после официальной церемонии у памятника погибшим участникам арктических конвоев.


Мемориал представляет собой бронзовую фигуру молодой женщины, машущей платком уходящим в море мужчинам. У ее ног две полукруглые гранитные плиты, на которых высечены названия союзных кораблей, погибших во время проводки конвоев. Надписи на памятнике сделаны на русском, исландском и английском языках. Мемориал посвящен памяти всех участников северных конвоев, отдавших жизнь ради общей победы над гитлеровской Германией.

В церемонии открытия мемориала приняли участие президент Исландии О. Р. Гримссон, посол России А. Ранних, главы и представители зарубежных дипломатических миссий, аккредитованных в столице Исландии, предстоятель Евангелическо-Лютеранской церкви страны епископ К. Сигурбьорнссон, сотрудники российской дипломатической миссии, представители русской диаспоры.

Источники:

45. Гавриленко, А. «Встречайте, скалистые горы» / А. Гавриленко // Красная Звезда. – 2009. – 23 дек. – Режим доступа: http://old.redstar.ru/2009/12/23_12/1_04.html.

46. Интерфакс-Религия [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru.

47. Русская православная церковь. Архив официального сайта Московского патриархата 1997-2009. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mospat.ru/archive/2008/05/40833/.

  Соединенные Штаты Америки.

Нью-Йорк

Мемориал морякам, погибшим во Второй мировой войне (1963).


     На южной оконечности острова Манхеттен в Бэттери-парке находится мемориал, посвященный памяти моряков военно-морского флота США, погибших в водах Атлантики во время Второй мировой войны.

В два ряда по четыре в каждом расположены 19-метровые пилоны, между ними возвышается бронзовая статуя орла на черном гранитном постаменте. На восьми гранитных стелах с обеих сторон перечислены имена погибших моряков, рядом с каждым из них указано воинское звание, специальность и название родного штата. В общей сложности на них высечены 4609 имен.

Гранитные плиты были установлены в октябре 1959 года, а фигура орла – 4 февраля 1963 года. Мемориал спроектирован архитектурной фирмой Gehron & Seltzer, а фигура орла создана итальянским скульптором А. Манка (AlbinoManca).

Открыл мемориал 23 мая 1963 года президент США Джон Ф. Кеннеди, на церемонии также выступили мэр Нью-Йорка Р. Ф. Вагнер мл., глава сенатского большинства М. Мэнсфилд. Был произведен салют из орудий эсминца «Митшер».

Источники:

48. BatteryPark [Электронный ресурс] // Vikipedia. - Режим доступа: https://en.wikipedia.org/wiki/Battery_Park.

49. neferjournal. New York. Battery Park [Электронныйресурс] / neferjournal // LOVEJOURNAL. - Режимдоступа: http://neferjournal.livejournal.com/2056247.html/

50. Сквозь лёд и пламень: Огненные мили Северных конвоев // Архангельск – город воинской славы. – 2015. – 10 дек. (№ 89). – С. 4-11. – Режим доступа:http://www.arhcity.ru/data/455/89_10_12_2015_AGVS.pdf.

 Портленд (штат Мэн, округ Камберленд)

Мемориал всем погибшим во время проводки северных конвоев (2000).

                                 

В мае 2000 года в городе Портленд был открыт мемориал, посвященный всем морякам, летчикам и гражданским лицам независимо от национальности, погибшим во время проводки северных конвоев Второй мировой войны.

На черном гранитном камне надпись на английском языке:

THE ARCTIC CAMPAIGN 1941-1945
May 2000

This Granite is Given by the people of Murmansk City, Russia To the people of Portland Maine and to the United States of America. (Этот гранит привезен из Мурманска (Россия) людям Портленда и США)

InMemoryofThreeThousandMenandWomenWhoGaveTheirLivesIntheArcticCampaign 1941 ~ 1945 onConvoysToandFromRussia (В память о трёх тысячах мужчин и женщин, кто отдал свои жизни в Арктической компании 1941-1945 года в конвоях в и из России)

We Will Remember Them (Мыбудемпомнитьих).

 Created for all ArcticArranged by the Russian
 Veterans, by the Arctic
Ambassador to Great Britain
In London, England, 1999  Campaign Memorial Trust
  

                                              

This Peacetime project has brought together Allies of World War Two. (Этот мирный проект объединил союзников Второй мировой войны).

Рядом установлена табличка с информацией об истории арктической кампании Второй мировой войны.


Источники:

51. The Arctic Campaign 1941-45, Portland, ME [Электронныйресурс] // World War II Memorials / Monuments on Waymarking.com. – Режимдоступа: http://www.waymarking.com/waymarks/WM4HN3_The_Arctic_Campaign_1941_45_Portland_ME. 

 

Приложение 1.

Список союзных арктических конвоев:

1941

«Дервиш»PQ-0из Исландии 21 августа в Архангельск 31 августа

QP-1                     из Архангельска 28 сентября в Скапа-Флоу 10 октября

PQ-1                      из Исландии 29 сентября в Архангельск 11 октября

QP-2                      из Архангельска3 ноября на Оркнейские острова17 ноября

PQ-2                      из Ливерпуля 13 октября в Архангельск 30 октября

QP-3                      из Архангельска27 ноября рассеян в пути, прибыл 3 декабря

PQ-3                      из Исландии9 ноября в Архангельск22 ноября

QP-4                      из Архангельска 29 декабря рассеян в пути, прибыл 9 января 1942

PQ-4                      из Исландии17 ноября в Архангельск28 ноября

PQ-5                      из Исландии27 ноября в Архангельск13 декабря

PQ-6                      из Исландии8 декабря в Мурманск20 декабря

 1942

 PQ-7A   из Исландии26 декабря 1941 в Мурманск12 января

QP-5                      из Мурманска13 января рассеян в пути, прибыл 19 января

PQ-7B   из Исландии31 декабря в Мурманск11 января

QP-6                      из Мурманска24 января рассеян в пути, прибыл 28 января

PQ-8                      из Исландии8 января в Архангельск17 января

QP-7                      из Мурманска12 февраля рассеян в пути, прибыл 15 февраля

Объединенный PQ-9 и PQ-10       из Исландии1 февраля в Мурманск10 февраля

QP-8                      из Мурманска1 марта в Рейкьявик11 марта

PQ-11                   из Шотландии14 февраля в Мурманск22 февраля

QP-9                      из Кольского залива21 марта в Рейкьявик3 апреля

PQ-12                    из Рейкьявика1 марта в Мурманск 12 марта

QP-10                   из Кольского залива10 апреля в Рейкьявик21 апреля

PQ-13                   из Шотландии20 марта в Мурманск 31 марта

QP-11                   из Мурманска 28 апреля в Рейкьявик 7 мая

PQ-14                   из Шотландии26 марта в Мурманск19 апреля

QP-12                   из Кольского залива21 мая в Рейкьявик29 мая

PQ-15                   из Шотландии10 апреля в Мурманск5 мая

QP-13                   из Архангельска 26 июня в Рейкьявик7 июля

PQ-16                   из Рейкьявика21 мая в Мурманск30 мая

QP-14                    из Архангельска13 сентября в Шотландию26 сентября

PQ-17                   из Рейкьявика27 июня рассеян в пути, прибыл 11 июля

QP-15                   из Кольского залива17 ноября в Шотландию30 ноября

PQ-18                   из Шотландии2 сентября в Архангельск21 сентября

JW-51A                из Ливерпуля15 декабря в Кольский залив25 декабря

RA-51                   из Кольского залива30 декабря в Шотландию11 января 1943

JW-51B                из Ливерпуля22 декабря в Кольский залив 4 января 1943

FB                          независимые суда без эскорта «движение по капле»

 

1943

JW-52   из Ливерпуля17 января в Кольский залив 27 января              

RA-52                   из Кольского залива29 января в Шотландию9 февраля

JW-53   из Ливерпуля15 февраля в Кольский залив27 февраля

RA-53                   из Кольского залива1 марта в Шотландию14 марта

JW-54A                из Ливерпуля15 ноября в Кольский залив 24 ноября             

RA-54Aиз Кольского залива1 ноября в Шотландию14 ноября

JW-54B                из Ливерпуля 22 ноября в Архангельск 3 декабря  

A-54B                   из Архангельска26 ноября в Шотландию 9 декабря

JW-55A                из Ливерпуля12 декабря в Архангельск 22 декабря

RA-55Aиз Кольского залива 22 декабря в Шотландию1 января

JW-55B                из Ливерпуля 20 декабря в Архангельск 30 декабря

RA-55Bиз Кольского залива 31 декабря в Шотландию8 января 1944

1944

                                              

JW-56A                из Ливерпуля 12 января в Архангельск28 января    

RA-56                   из Кольского залива 3 февраля в Шотландию11 февраля

JW-56B                из Ливерпуля22 января в Кольский залив 1 февраля

RA-57                   из Кольского залива 2 марта в Шотландию 10 марта

JW-57   из Ливерпуля 20 февраля в Кольский залив 28 февраля

RA-58                   из Кольского залива 7 апреля в Шотландию14 апреля

JW-58   из Ливерпуля 27 марта в Кольский залив4 апреля

RA-59                   из Кольского залива 28 апреля в Шотландию6 мая

JW-59   из Ливерпуля 15 августа в Кольский залив 25 августа

RA-59Aиз Кольского залива 28 августа в Шотландию5 сентября

JW-60   из Ливерпуля 15 сентября в Кольский залив23 сентября

RA-60                   из Кольского залива 28 сентября в Шотландию5 октября

JW-61   из Ливерпуля 20 октября в Кольский залив 28 октября

RA-61                   из Кольского залива 2 ноября в Шотландию 9 ноября

JW-61A                из Ливерпуля31 октября в Мурманск 6 ноября

RA-61Aиз Кольского залива 11 ноября в Шотландию17 ноября

JW-62   из Шотландии29 ноября в Кольский залив 7 ноября

RA-62                   из Кольского залива 10 декабря в Шотландию19 декабря

 1945      

                       

JW-63   из Шотландии30 декабря в Кольский залив 8 января 1945

RA-63                   из Кольского залива 11 января в Шотландию21 января

JW-64   из Шотландии 3 февраля в Кольский залив 15 февраля

RA-64                   из Кольского залива 17 февраля в Шотландию 28 февраля

JW-65   из Шотландии 11 марта в Кольский залив 21 марта

RA-65                   из Кольского залива 23 марта в Шотландию 1 апреля

JW-66   из Шотландии 16 апреля в Кольский залив25 апреля

RA-66                   из Кольского залива 29 апреля в Шотландию8 мая

JW-67   из Шотландии12 мая в Кольский залив 20 мая

RA-67                   из Кольского залива 23 мая в Шотландию30 мая

А.Е. Баранов,
научный сотрудник НИИ Военной истории
ВА ГШ ВС РФ

Источник:

52. Союзные войска [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mil.ru/winner_may/allied_troops/more.htm?id=12008558@cmsArticle.

 

Приложение 2.

Художественные произведения об арктических конвоях

(по году издания):

Маклин, Алистер. Корабль Его Величества «Улисс» («HMSUlysses») – 1955.

де Хартог, Жан. Капитан («TheCaptain») – 1967.

Пикуль, Валентин. Реквием каравану PQ-17 – 1970.

Подготовила: С. Пастухова, гл. библиограф б-ки "Кругозор"

Дата публикации: 26 Августа 2016 11:54
При использовании информации с нашего сайта, пожалуйста, делайте на него ссылку.
Мы очень стараемся быть полезными Вам и хотим, чтобы Вы ценили это.